Гибридный Skywell HT-i, Мельников и небо Карабаша
Челябинск — это российский дом китайских кроссоверов Skywell, здесь их начали продавать еще в 2021-м, за год до появления официального представительства. Но тогда это были исключительно электромобили ET5, а сейчас я еду по Южному Уралу на гибридном Скайвелле HT-i. И он, Урал, мне нравится! А вот Skywell…
Давно хотел побывать в этих краях, но никак не складывалось — вечно проскакивал проездом, а сейчас специально сделал крюк, чтобы посмотреть Карабаш. Некогда он считался чуть ли не самым грязным городом России из-за сернистых выбросов медеплавильного комбината. В год на каждого жителя Карабаша приходилось семь тысяч тонн ядовитых отходов! Фотографии знаменитой Лысой горы и текущих с нее ручьев оранжевого цвета наверняка видели многие, но сейчас все выглядит совсем не так ужасно, а в воздухе не ощущаются посторонние запахи. С начала двухтысячных годов на комбинате модернизируется система очистки, и 14 лет назад Карабаш покинул список городов с самой проблемной экологией. Вдобавок буквально в паре десятков километров от комбината — просто шикарные места. Сосновый лес, озера и великолепная техничная дорога, просто созданная для удовольствия за рулем хорошего автомобиля. Который вполне можно купить за те пять миллионов рублей, что просят за Skywell HT-i.Похоже, многие именно так и сделали, ведь в России за первые четыре месяца года продано всего 67 Скайвеллов. И я не думаю, что ситуация всерьез изменится с появлением гибридной версии.
Внешне гибрид отличается разве что иным передним бампером. Силовой агрегат поставляет компания BYD, и это универсальная параллельно-последовательная схема. То есть атмосферный бензиновый мотор 1.5 мощностью 103 л.с. используется не только для вращения генератора и зарядки тяговой батареи, но и может напрямую передавать крутящий момент на колеса. Причем без коробки передач — суммарное передаточное отношение редуктора между коленвалом и колесами оказывается около трех, а замыкается их кинематическая связь при помощи многодискового сцепления.
Трансмиссия Скайвелла устроена просто и эффективно. Коленвал ДВС через зубчатые передачи соединен с генератором и дифференциалом. Последняя связь замыкается с помощью многодискового сцепления. Самый верхний на схеме — выходной вал электромотора
То есть ДВС вступает в работу лишь после 60—80 км/ч, когда его помощь уже оказывается уместной — ведь на низах электромотор куда эффективнее. Он развивает 177 л.с. — мягко и уверенно снимает кроссовер с места и помогает гладко набирать скорость. Если это HT-i в максимальной комплектации Luxury с литий-ионной батареей емкостью 32,8 кВт·ч, то таким образом можно проехать аж сотню километров — а мне гибрид достался с зарядом 67%, и в загородном цикле я смог проехать на чистом электричестве 45 км. Удобно, что эффективность рекуперации можно менять виртуальным реостатом в диапазоне от 0 до 100 процентов.
В комплектациях Comfort и Premium кроссовер имеет тяговую батарею емкостью 21,7 кВт·ч и только медленное зарядное устройство переменного тока на 6,6 кВт (разъем GB/T в левом переднем крыле). В топ-версии Luxury емкость увеличена до 32,8 кВт·ч и добавлен зарядник постоянного тока (тоже GB/T, но в правом крыле)
По-хорошему, такой гибрид нужно показывать журналистам в городе, где его преимущества должны перевешивать недостатки. Но маршрут был проложен по трассе, и, чтобы помочь Скайвеллу подзарядиться и снизить расход 92-го бензина, мы специально заехали в Златоуст, Миасс и Карабаш.
Помимо медеплавильного комбината, в памяти осталась и проходная завода Урал, во всю площадь которой растянут рекламный экран, на котором рекомендуют приобретать автомобили Changan. Намек на будущую локализацию? Впрочем, пока Миасс запомнился и логично высокой концентрацией классических носатых Уралов, на окраине города нам встретилась даже разборка этих грузовиков, где среди полноприводных шасси стоял тягач с закабинным спальником.
А потом была та волшебная дорога в Челябинск через лес и подбросы. И как же там неуместен Skywell! Возникает ощущение, что настройкой шасси не занимались в принципе — HT-i более-менее способен держаться курса на прямой, но в поворотах у него ленивые реакции и фатальная недостаточная поворачиваемость. Усилие на руле не имеет ничего общего с информативностью, а среди трех его уровней кое-как пользоваться можно только самым легким. Педаль тормоза напоминает полуспущенный мяч, который пружинит под ногой и почти не дает шансов плавно и мягко затормозить в городском потоке. И зачем мне такая система автоторможения, которая в повороте принимает встречную полосу за свою и бьет по тормозам в момент разъезда с автомобилем? Хорошо, что в ту секунду позади Скайвелла не ехал классический Урал.
А плавности хода здесь просто нет! Заднюю подвеску пробивает до отбойников даже лежащий на дороге окурок. Пружины слишком мягкие, амортизаторы постоянно допускают повторные колебания на волнах.
Главный рабочий элемент задней подвески — это резиновый буфер сжатия. С такими настройками пружин и амортизаторов он проживет недолго
Наверное, в Китае дороги ровнее. Но неудивительно, что если по объему продаж телевизоров компания Skyworth на первом месте, то автомобильное отделение Skywell — на 185-м. Оказывается, не любой набор пускай даже хороших запчастей, собранный под вполне симпатичным кузовом, можно назвать автомобилем. Здесь нужно еще работать буквально надо всем — кроме, пожалуй, шумоизоляции. Прежде чем просить за это пять миллионов рублей.
Да, гибрид с заявленным запасом хода 1267 км и впрямь экономичен, но за городом заряд батареи тает на глазах. На уровне 15% двигатель почти все время надрывается на высоких оборотах, чтобы подзарядить аккумулятор, однако если при этом ехать быстрее 110 км/ч, а дорога будет идти в гору — у него не получится. В какой-то момент в батарее осталось всего 8% заряда, а динамики разгона не осталось вовсе — в подъем Skywell не смог набрать более 120 км/ч.
Все очень похоже на Chery Tiggo 8 Pro e+, да и на любой другой гибрид. Да, Skywell при спокойной загородной езде тратит всего лишь чуть больше 7 л/100 км, и при всем желании расход сложно увести за десять литров — на 60-литровом баке вполне реально проехать почти 800 километров. Но называть главной добродетелью машины за пять миллионов рублей экономичность довольно странно. Тем более что в определенных режимах она достигается за счет драматического падения динамики.
Все сиденья Скайвелла слишком жесткие — если они не подошли вам по профилю, будет неудобно
На автомобиле с классическим ДВС этого никогда не случится, а расход будет не настолько выше. Просто не нужно брать в качестве ориентира поразительно прожорливый двухлитровый турбомотор кроссоверов Haval — используйте европейские аналоги. И тогда выяснится, что возить лишние 70—80 кг гибридного придатка совсем не обязательно. Уже больше десяти лет мы в Авторевю пишем, что гибриды — это не промежуточная ступень между ДВС и электротягой, а поворот не туда. Тупик. Вспомните тест Приуса против дизельного Пассата, который был опубликован аж тринадцать лет назад.
Правда, сейчас реальность всерьез поменялась. И быть может, через пять-десять лет гибриды мы будем воспринимать как возможность получить в автомобиле хоть какой-то ДВС.
Паспортные данные | ||
---|---|---|
Автомобиль | Skywell HT-i Luxury | |
Размеры, мм | длина | 4720 |
ширина | 1908 | |
высота | 1701 | |
колесная база | 2800 | |
Снаряженная масса, кг | 1820 | |
Объем багажника, л | 467—1141 | |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском | |
Рабочий объем, см³ | 1498 | |
Степень сжатия | 15,5:1 | |
Макс. мощность, л.с./кВт | 103/76 | |
Макс. крутящий момент, Нм | 135 | |
Тяговый электромотор | синхронный, с постоянными магнитами | |
Макс. мощность, л.с./кВт | 177/130 | |
Макс. крутящий момент, Нм | 300 | |
Тяговая батарея | литий-ионная, с жидкостным охлаждением | |
Емкость батареи, кВт·ч | 32,8 | |
Привод | передний | |
Размерность базовых колес | 235/50 R19 | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | |
Максимальная скорость, км/ч | 170 | |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 8,2 | |
Запас хода на электротяге по циклу WLTP, км | 145 | |
Расход бензина при минимальном заряде батареи, л/100 км | 6,1 | |
Емкость топливного бака, л | 60 | |
Топливо | бензин АИ-92 |