Подъем переворотом: подробные итоги продаж в 2023 году (включая альтернативный импорт)
Если в 2022 году российский рынок новых легковых автомобилей обрушился на 58%, то в 2023-м он вырос на 64%. Но не только эти впечатляющие показатели определяют картину происходящего. За короткий промежуток времени структура продаж изменилась до неузнаваемости!
В прошлом году на российском рынке продано 1 млн 59 тысяч новых легковых автомобилей — это данные регистраций в ГИБДД, поэтому они включают и официальные машины, и весь цвет альтернативного импорта. Но вот главный показатель 2023 года: 52,3% спроса пришлось на китайские автомобили! С января по декабрь продано 554 тысячи таких машин, и в это количество мы, разумеется, включили все Москвичи, Эволюты и Соллерсы, ведь под указанными локальными брендами тоже скрываются китайские модели без серьезной адаптации.
Еще в 2022 году доля автомобилей из Поднебесной не превышала 20% (123 тысячи машин), а в 2021-м на них пришлось лишь 7,5% продаж (113 тысяч). Такой взрывной рост легко объясним, ведь европейские, японские, корейские и американские компании прекратили официальные поставки автомобилей или вовсе ушли из России. На весь «недружественный» автопром в 2023-м пришлось только 15,8% продаж, и то лишь преимущественно благодаря неофициальному импорту (в том числе из того же Китая), хотя были и остатки «белых» машин. Причем в последние месяцы 2023 года эта доля сжалась до совсем скромных 7—8%, ведь желающих купить породистую машину без гарантии и сервисной поддержки становится все меньше.
По суммарному объему продаж новых автомобилей российский рынок откатился на уровень четвертьвековой давности. Однако еще более примечательно, что доля импортных машин теперь значительно превышает долю собранных внутри страны! До сих пор такое было лишь однажды — в жирном 2008 году, когда наш рынок вышел на предкризисный пик. Но если тогда в России просто не было достаточных производственных мощностей, то теперь ситуация обратная: множество сборочных заводов простаивает
Переход российского авторитейла на китайские рельсы перевернул структуру продаж с ног на голову. Самой популярной иномаркой в прошлом году стал кроссовер Haval Jolion тульской сборки (55550 штук), да и в целом машины из КНР плотно оккупировали рейтинги продаж практически во всех классах, стремительно вытеснив оттуда привычные Солярисы, Дастеры и прочие Тигуаны. Более того, «китайцы» возглавили чарты даже в дорогих сегментах! Например, самым популярным большим кроссовером в прошлом году стал Exeed VX, а в легковом классе E+ золото взял электрический лифтбек Zeekr 001, хотя эту марку в России продвигают исключительно «серые» поставщики. Еще два года назад такой расклад казался фантастическим безумием.
Благодаря нашествию «китайцев» значительно выросла и доля электрифицированных машин: на гибриды и электромобили пришлось 3,4% всех продаж. Да, пока немного, но прежде было куда меньше. А вот дизельные двигатели в КНР не любят и ставят даже не на все пикапы, поэтому и у нас доля дизельных машин стремительно упала: с 6,6% в 2022-м до 2,8% в 2023-м.
Самым активным игроком из КНР стала компания Chery, многочисленные марки которой (Chery, Exeed, Omoda, Jaecoo, Jetour, Kaiyi) заняли 21% нашего рынка (222 тысячи машин). На втором месте корпорация Great Wall Motor (бренды Haval, GWM, Tank, Ora, Wey) с долей 12,3% (130 тысяч машин). И вместе они уже опередили АВТОВАЗ с его 30,7% спроса. Всего в годовую статистику попало более шестидесяти китайских марок!
Из-за того, что китайцы везут к нам в основном кроссоверы и внедорожники, случился еще один показательный перекос рынка: на автомобили класса SUV (включая пикапы) в прошлом году пришлось уже 68% всех продаж. Две трети! Вместо половины всего пару лет назад. Обычные легковушки окончательно сдали позиции, и даже традиционно самый востребованный класс B+ сохраняет весомую долю (24,2% спроса) исключительно благодаря российским Ладам.
В целом восстановление рынка в 2023 году шло завидными темпами. Если в первом полугодии сбыт не превышал сотни тысяч машин в месяц, то в декабре на учет встало почти 120 тысяч новых легковушек. Но даже итоговый «миллион с гаком» — это уровень рубежа веков, когда иномарки только начинали завоевание российского рынка. До рекордных показателей в 2,7—2,8 млн машин, достигнутых в самые жирные годы, еще очень далеко.
Главным фактором роста продаж в прошлом году стала инфляция: россияне вкладывали свои сбережения в покупку автомобилей, невзирая на рост цен. По данным Автостата, за прошедший год средневзвешенная цена нового автомобиля в России выросла на 23% и составила 2,92 млн рублей. А выдача кредитов увеличилась более чем вдвое (на 111%) в рублевом исчислении. Причем основной рост продаж обеспечили частники: доля юрлиц в структуре спроса снизилась с 24,2% в позапрошлом году до 22,3%.
Будет ли дальнейший рост? Предпосылки для этого есть — это и отложенный спрос, и банальная необходимость в обновлении корпоративных автопарков. Так что взять в этом году рубеж в 1,2—1,3 млн новых машин можно запросто. С другой стороны, дальнейшее повышение цен, удорожание кредитов да и общая экономическая неопределенность, которая в любой момент может внести коррективы в нашу жизнь. Верить, конечно, хочется в лучшее. Хотя нет сомнения, что «китайская реальность» с нами надолго.
А теперь — подробно о результатах продаж каждой марки. Как всегда, мы учли только легковые автомобили, однообъемники, кроссоверы, внедорожники и пикапы, оставив за бортом всевозможные грузовички и микроавтобусы.
Метки: авторынок,