Тонкомпенсация: Голованов об аудиосистемах машин рейтинг-теста
Что интересного может быть в сравнении аудиосистем десяти «китайцев»? Но по ходу теста я внезапно открыл новую для себя функцию штатных процессоров, которая на ходу может здорово улучшить звук. Или ухудшить.
После попытки расставить по ранжиру аудиосистемы десяти финалистов первого рейтинг-теста я зарекся. Вы представляете, какая это чертова уйма работы? У тебя USB-флешка с тестовыми треками и альбомами в lossless-форматах wav, flac и ape, в том числе в высоком разрешении 24/96. Музыка самая разная — это и диско 70-х, и тяжелый рок, и джаз, и классика. И даже современная попса. Потому что нельзя испытывать подвеску исключительно на ровном асфальте — необходимы и швы, и стыки, и «лежачие полицейские».
Все это нужно отслушать, сравнивая звучание по многим параметрам. Энергетика, тональный баланс, детальность, сцена, комфортность. Наконец, музыкальность — передает ли система дух именно этой записи, вовлекает ли тебя или оставляет равнодушным?
Еще следует оценить возможности индивидуальной настройки вроде эквалайзера. И не забыть об удобстве пользования.
Даже если системы простенькие, но их у тебя десять — ты начинаешь тонуть. Уши замыливаются, нужно обязательно выбрать «базовую шину» и время от времени возвращаться к ней, а это удлиняет и без того сложный процесс. А если у всей десятки еще и сложные процессорные головные устройства с кучей функций… Как в этот раз.
Китайский автопром использует свои электронно-мультимедийные возможности по полной программе: даже недорогой GAC GS3 щеголяет шильдиками американской фирмы DTS, знаменитой своими многоканальными форматами (на мой слух, DTS-HD Master Audio до сих пор не превзойден никакими Dolby Atmos и Auro-3D). Но увы, не в коня корм. И дело не в том, что маленьких динамиков здесь всего четыре. И не в нехватке мощности — она в той или иной мере свойственна всей десятке без исключения. Во-первых, GAC — лидер по бедности возможных настроек и по неудобству пользования ими. Как ни переключай «системный звуковой эффект DTS», ничего не помогает — ни «Яркий человеческий», ни «Наслаждаться отдыхом». А во-вторых, звук бедненький и зажатый. Как подвеска «джи-эс-третьего».
Еще один аудиоаутсайдер — Jetour T2 с «премиальной» аудиосистемой Sony. Аж 12 динамиков, включая центральный канал в передней панели и сабвуфер в багажнике. Результат тщательной настройки — пшенная каша вместо музыки. Трехполосный эквалайзер бесполезен. Функция «живой объемный звук»? Скорее, мертвый: процессор тупо добавляет «холла», то есть реверберации или, попросту говоря, эха. И попытки менять «режим акустического поля» — фокусировку на водителе или передних креслах — лишь ухудшают звук.
Может, дюжины динамиков маловато? Пожалуйте в Haval H3 с 16-канальной (!) аудиосистемой JVC. Пара спикерочков на потолке для 3D-звучания, еще два в задних стойках, трехполосная акустика в передних дверях и… О боже, сабвуферчики в креслах для создания «ритма сиденья»! Причем «силу ритма» можно менять ступенчато, по шкале от одного до пяти. Для тех, у кого все доходит только через пятую точку?
Еще в меню присутствует «точный бас», который действительно может улучшить восприятие ритм-секции — но только если одновременно завалить эквалайзером (всего лишь двухполосным) низкие частоты, чтобы не превратились в бесформенный гул. Помимо 3D-эффекта, у функции объемного звука есть и позиция 2D, которая в движении вроде помогает. Но останавливаешься на светофоре, и ее сразу хочется выключить из-за слышимых искажений.
У старшего внедорожника Haval H9 и младшего кроссовера F7 не 16, а всего лишь по десятку динамиков, включая центр и саб. Аудиосистемы не брендированы, но результат примерно такой же — консервно-баночная тембральная окраска, пластмассовые призвуки, вся музыка словно одинакова. Интересно, что функция объемного звука у H9 в целом реализована удачнее, а трехполосным эквалайзером получается хоть что-то выровнять. Но на ходу все тонет в дизельных и прочих шумах.
Haval F7 тише, однако изъянов у звучания даже больше, чем в H9, а эквализацией можно разве что приглушать средние частоты. Чуть прибавил верх или низ — сразу искажения.
Haval H9
На этом фоне Jaecoo J8 с шильдиками Sony сперва кажется аудиораем — играет чистенько, с намеком на интеллигентность и выявлением структуры звучания инструментов. Но заявленные 390 ватт не тянут 12 динамиков, энергетики не хватает. А настройки процессора странные: предустановок вроде бы много, но одна хуже другой. И трехполосный эквалайзер не в помощь.
‘,’loaded’:true},{‘src’:’https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177744/DCkbbmFEOq.jpg’,’alt’:’Jaecoo J8′,’loaded’:true}]» />
В младшем Jaecoo J7 тоже якобы Sony. Именно якобы, поскольку все эти шильдики чаще всего сводятся только к брендингу и поверхностному участию спецов в настройке. Динамиков здесь не двенадцать, а восемь, функций у процессора поменьше. Зато эквалайзер шестиполосный и реально рабочий. А главное — по сравнению с J8 звук глубже, наполненнее (по басу в том числе, хотя он все равно бубнит), тарелочки чище и естественнее. Ставишь, например, гениально записанный Machine Head — и орган Лорда парит над гитарными риффами Блэкмора подобно горьковскому буревестнику. Перетыкаешь флешку в J8 — и… Просто какая-то музыка.
Жаль, что «объемный звук» опять-таки лишь добавляет эха. И мощности усилителей тоже не хватает.
Эквалайзер у Jaecoo J7 рабочий (в отличие от J8), но верхняя частота всего 8 кГц… О какой сцене здесь можно говорить?
Впрочем, даже Seres заставлял меня выкручивать тот же Deep Purple почти до предела, хотя у ноунейм-системы там заявлен аж киловатт мощности. Динамиков здесь 11, включая трехполосную акустику в передних дверях и центральный канал. Кстати, зачем он для стереопрограмм, спросите вы? Ну с его помощью инженеры пытаются создать тот самый объемный звук, применяя некие усредненные алгоритмы — которые, например, перебрасывают в центр записанные одинаково по обоим каналам голоса и инструменты.
Но это жалкое подобие левой ру… то есть настоящей многоканальной музыки. Если вы не слышали на хорошей системе с полноценными большими тыловыми колонками (в идеале они должны быть точно такими же, как фронтальные) оригинальную квадроверсию The Dark Side of the Moon, которую Алан Парсонс в 1974-м делал параллельно с известной всем стереоверсией… Или тот же Machine Head, но пересведенный в 2011 году с 24-канальных мастер-лент опять-таки по мотивам исходной квадроверсии и изданный японцами на SACD, супер-аудио-компакт-диске с одноразрядной дельта-сигма-модуляцией. Поверьте, реально другое измерение.
Как жаль, что многоканальный звук считается устаревшим, отжившим свое — как и в конце 1970-х после краха квадроформата. И ни одна из систем нашей десятки его воспроизводить не научена: я проверил на тестовом сборнике DTS 5.1 в wav-формате.
Seres M5
Так вот, про Seres. Система здесь играет породисто: чисто, в меру динамично и натурально. Но в тембрах все равно присутствует пластмасса, как ни двигай ползунки семиполосного эквалайзера. А на пластинке Hell or High Water певицы Сары К, которую великолепно записали на немецкой аудиофильской студии Stockfisch Records (кстати, вместе с потрясающей многоканальной версией на SACD), я с удивлением услышал перегруз в правом канале на звуках… арфы. Господи, не бас-бочки, а нежного щипкового инструмента!
Наконец, контрабас на пластинке замечательного итальянского дуэта Musica Nuda заставил дребезжать весь салон.
И вот тут, тыкая в виртуальные кнопки в поисках лучшей доли, я и открыл эффект, который назвал скоростно-зависимой тонкомпенсацией — СЗТК.
Автоматическая регулировка громкости в зависимости от скорости появилась еще в конце 1980-х — например, ее имел Ford Thunderbird 1987 года. И я наивно полагал, что изменяет она только уровень усиления «громче — тише». Но когда в Сересе я эту функцию на ходу выключил, а потом вручную прибавил громкость до «автоматического» уровня, звук явно изменился. Контрабас перестал гудеть и заводить пластик салона, система словно избавилась от части искажений…
Я бросился экспериментировать с другими машинами. Оказалось, что GAC при включении авторегулировки громкости честно пытается улучшить звук — равно как и Haval F7. И это не просто подстройка степени усиления сигнала, а тонкомпенсация.
Слышали о кривых равной громкости? Упрощенно говоря, тихие звуки на низких (НЧ) и высоких (ВЧ) частотах человек воспринимает хуже, чем среднечастотные. Полагаю, это следствие эволюции, когда наши уши и мозги учились чутко улавливать шуршание и треск веток в СЧ-диапазоне, игнорируя не столь важные для выживания края спектра. И поэтому многие Hi-Fi-усилители имеют кнопку или встроенную функцию, на малых уровнях корректирующую НЧ- и ВЧ-области АЧХ, амплитудно-частотной характеристики. Чтобы лучше слышать бас-гитару и удары по тарелочкам. Это и есть loudness — тонкомпенсация.
Так вот, у машин с СЗТК процессоры при включении авторегулировки громкости как минимум подстраивают под иной шумовой фон при росте скорости АЧХ, а как максимум еще и подвергают сигнал сложной обработке. Увы, мало кому это удается. Тот же GAC с включенной СЗТК добавляет яркости, но не чистоты, от чего быстрее устают уши. А Seres на одних записях с СЗТК ухудшает звук, а на других улучшает: например, старый джаз с духовыми почти перестает визжать. В Jaecoo J7 процессор с ростом скорости слегка проявляет звуковую картинку, но на остановках ты слишком явно слышишь упрощение без тонкомпенсационной подпорки.
А лучше всего СЗТК работает в Geely.
Geely Atlas
Когда я отслушивал все машины в статике, Atlas с акусткой Infinity вообще стал моим фаворитом. Кто бы мог подумать: странный кроссовер с нелепо-вычурным интерьером сперва целую вечность считывал мою флешку, но когда заиграла музыка… Ярко, динамично, детально.
Однако по ходу РТ-пробега Atlas слегка растерял баллы. Функция «объемного звука» у него не лучше других — вот и у поп-группы N.O.H.A. (Noise of Human Art) дополнительное эхо сбивает бэк-вокал в кашу. Вдобавок на ходу бас тонет и теряется в шумах, а СЗТК здесь все же не слишком функциональна.
То ли дело Preface.
Конфигурация в седане аналогичная — 10 динамиков под брендом Infinity, включая центральный канал и сабвуфер. Плюс два мини-громкоговорителя в водительском подголовнике, которые для музыки бесполезны и могут лишь транслировать голосовые предупреждения прямо в уши драйверу.
‘,’loaded’:true},{‘src’:’https://autoreview.ru/img/article/images/1777/177744/vhJ9Mm7GHq.jpg’,’alt’:’u0412u043eu0437u043cu043eu0436u043du043e, u043eu0434u043du043e u0438u0437 u0441u043bu0430u0433u0430u0435u043cu044bu0445 u0430u0443u0434u0438u043eu0443u0441u043fu0435u0445u0430 u0441u0435u0434u0430u043du0430 Geely Preface — u0441u0430u0431u0432u0443u0444u0435u0440 «u043fu0440u044fu043cu043eu0433u043e u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u044f» u0432 u0437u0430u0434u043du0435u0439 u043fu043eu043bu043au0435 (u043fu0435u0440u0432u044bu0439 u0441u043bu0430u0439u0434) u0432 u043eu0442u043bu0438u0447u0438u0435 u043eu0442 u043fu043bu0430u0441u0442u0438u043au043eu0432u043eu0433u043e u0431u043eu043au0441u0430 u0432 u0437u0430u043fu0430u0441u043au0435 u043au0440u043eu0441u0441u043eu0432u0435u0440u0430 Geely Atlas (u0432u0442u043eu0440u043eu0439 u0441u043bu0430u0439u0434)
‘,’loaded’:true}]» />
В статике я сперва отнес Preface к середнячкам: по натуральности звучания инструментов седан хорош, но макро- и микродинамики хотелось бы поболе, а «виртуальный объемный звук» бесполезен, как и у остальных. Но стоило мне на ходу включить авторегулировку громкости, и музыка сразу заиграла ярче и динамичнее. Причем самая разная. Например, с третьей пластинкой Карлоса Сантаны не справился ни один автомобиль из остальных девяти, включая Atlas. И только в седане c активированной СЗТК альбом Santana III — это не мешанина из режущих ухо звуков, а драйвовый джаз-роковый эксперимент 1971-го.
Интересно почему — дело в меньшей шумности седана? Или софт-обработки сигналов отрабатывали именно на нем, а уж потом перенесли на кроссовер? Который в Китае, кстати, появился позже седана.
Увы, доступа к китайским инженерам у нас не было, нет и не будет. Но даже беглый интернет-поиск современных технологий в области автоподстройки громкости дает немало интересных результатов. Да, самые простые реализации и сейчас только меняют степень усиления по сигналам CAN-шины. Но аудиосистемы посложнее уже имеют как минимум один микрофон в салоне и обсчитывают аудиосигнал с учетом возрастающих шумов, одновременно нейтрализуя их — и корректируя АЧХ и ФЧХ, фазочастотную характеристику, для лучшей разборчивости музыки.
Все это связано со сложными преобразованиями и требует серьезных исследований в области психоакустики. Поэтому автопроизводители все чаще обращаются к нишевым поставщикам. Например, французская фирма Arkamys предлагает программное обеспечение для скоростно- и шумозависимой тонкомпенсации (СШЗТК?), которое легко интегрировать в любые штатные аудиопроцессоры. Среди клиентов не только GM, Ford и Stellantis, но также Nio, FAW, BYD и — да-да, Geely.
Имеют ли в своих процессорах этот софт наши Atlas, Preface, Haval или Jaecoo? Сие мне неведомо. И нюансов такой имплементации может быть бесчисленное множество. Если в вашей машине есть функция автоподстройки громкости, то, во-первых, совершенно не факт, что это именно СЗТК. И во-вторых, она может работать как угодно: и ухудшать звук, и никак не влиять на него, и улучшать. Что и показали машины нашей десятки.
Но, как уверяет тот же Arkamys, их софт встраивается в процессоры 90% всех выпускаемых в КНР машин. А доля их клиентов в Европе — всего 50%. Так что китайцы все серьезнее подходят к штатным аудиосистемам. Да, они применяют самые дешевые динамики и простенькие усилители D-класса, однако в сочетании с правильной цифровой обработкой сигнала такой подход может давать хорошие результаты.
Или не давать. Причем критерий лишь один — субъективная экспертиза. Дело это непростое, в нем нельзя доверять никому. Иногда даже самому себе.
Мне — можно.
Субъективная оценка аудиосистем по 10-балльной шкале | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Автомобиль | Динамика | Тональный баланс | Детальность | Функциональность | Музыкальность | Итог |
Geely Preface | 4 | 6 | 6 | 5 | 7 | 28 |
Geely Atlas | 5 | 4 | 6 | 4 | 6 | 25 |
Seres M5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 23 |
Jaecoo J7 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 20 |
Haval H9 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 17 |
Haval F7 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 16 |
Jaecoo J8 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 |
Haval H3 | 3 | 2 | 2 | 5 | 3 | 15 |
Jetour T2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 13 |
GAC GS3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 |
Это попытка в одиночку составить таблицу экспертных оценок сложных аудиосистем десяти машин, так что не судите строго. В графе «функциональность» я оценивал эффективность лишь тех регулировок, которые счел реально полезными для улучшения звука: именно поэтому, например, Geely Preface с отменной СЗТК и Haval H3 с его многочисленными, но ненужными примочками оказались на одном уровне.
Экспертный плейлист Леонида Голованова:
Альфред Шнитке — Симфония №3, 1981 — Moderato
AC/DC — Highway to Hell, 1979 — Girls Got Rhythm
Ahmad Jamal — Ahmad’s Blues, 1958 — Ahmad’s Blues
Billy Cobham, Colin Towns, HR-Bigband — Meeting of the Spirits (A Celebration of the Mahavishnu Orchestra), 2006 — You Know, You Know
Billie Eilish — When We All Fall Asleep, Where Do We Go?, 2019 — Bad Guy
Boney M — Take the Heat off Me, 1976 — Daddy Cool
Deep Purple — Machine Head, 1972 — Lazy
Helge Lien Trio — Hello Troll, 2008 — Radio
Johnny Hodges — Everybody Knows Johnny Hodges, 1964 — Everybody Knows
Musica Nuda — Live á FIP, 2007 — Come Together
N.O.H.A. — Dive in Your Life, 2007 — Tu Café, Float
Oscar Peterson — We Get Requests, 1964 — You Look Good to Me
Santana — Santana III, 1971 — No One to Depend On
Sara K. — Hell or High Water, 2006 — Stars
Sara K. — Play on Words, 1994 — Horse I Used to Ride
Sir Simon Rattle, Igor Stravinsky — Stravinsky: The Firebird, 2009 — Dance of the Firebird
Благодарим партнера рейтинг-теста Авторевю — шинную компанию Ikon Tyres.
Метки: GAC GS3,